Для меня первой ММОРПГ стала Anarchy Online. Когда она мне немного надоела, решил посмотреть, что есть ещё, и чисто случайно увидел название КАЛ Пришёл в восторг и решил поиграть чисто из любопытства. "К тому же, потом можно будет сказать друзьям: я сегодня пиво пить не пойду, я в кал играю" - думал я тогда. Начал играть... первое впечатление было не очень. По сравнению даже с бесплатными аккаунтами АО, всего 3 типа героя - это мало. Ещё и пол нельзя выбрать. Пришлось играть за воина. На первых десяти уровнях разочарование нарастало - если АО создала мне впечатление о ММО как о ролевых, социально-политических игрищах, командной работе и взаимоподдержке, тут я увидел обыкновенное старое-доброе дьебло, причём даже не второе (из которого товарищи с дорогими лицензиями и прямыми хорошо оплаченными руками делают иногда конфетки, см. X-Men Legends 2), а первое, да ещё и самое первое, с тремя персонажами которое было (до аддонов). Радовал только режим магазинов, доступный для всех, а не только для платных игроков, как в АО. Радовала также и графика: отражения в воде, детальные доспехи, трава... говорят, Кал сделан на движке Lineage2. Последнюю я наблюдал у друга, там про эльфов, мне это неинтересно.
Начиная с 10 уровня ситуация стала меняться к лучшему. Я узнал о будущем (хотя и нескором) выборе профессии, о системе учительства (это произошло, к сожалению, после 16 уровня), о существовании гильдий и о крафтинге (однако, предельно примитивном). На оф.сайте вычитал о каких-то командных баталиях между гильдиями, вроде прикольно, решил дорасти и посмотреть. Догадался не отдавать квестовые предметы сразу, а накапливать в 2 раза больше на продажу Затем началась воистину чорная полоса: на 20 уровне сторилайн прервался до уровня 30-го, а за побочные квесты стали давать совсем незначительные награды. Так что игра свелась к тру-дьебловому качу методом шинковки монстров. Это жуткое испытание я с честью выдержал и сейчас, на 30м уровне, делаю долгожданные квесты и ищу себе гильдию.
До сих пор немеряно радует отсутствие (или незаметность) PvP, каковое я терпеть не могу. В дуэлях, как я понял, никто ничего не получает и не теряет, как и должно, на мой взгляд, быть, так что характерных для АО бойцов-профи сюда тянет меньше.
До сих пор не радует невозможность осмысленных командных действий. Почему опыт делится на всех, вместо того, чтобы начисляться каждому по его отношению к уровню убитого монстра, непонятно; в итоге выгоднее качаться solo.
Теперь пару слов о деньгах. Я не склонен платить за такого рода развлечения из принципа. Однако, есть люди, которые считают разумным подкинуть фирме денег, выражая уважение к их работе, и получить некие внутриигровые бонусы за это. Для игры с долгим нудным качем персонажей с "положенной по рангу" бронёй внесение денег за камни, корректирующие кое-какие процентики, а также за возможность купить то же что у всех, но раньше, вроде как оправдано, но... в вышупомянутой игре платный подпизчик получает: ещё несколько типов героя ("профессий", также никуда не девается возможность разного их развития), принципиально новые предметы (куда шире возможностями, чем здешние камни), новые шмотки, открывает новые режимы игры, недоступные бесплатным пользователям вообще. Собственно, это я к чему (я-то покупать всё равно не стал бы, так?) Низкая коммерческая заинтересованность не только приведёт к быстрому увяданию этой игры (попросту меньше денег корейцы смогут вложить в раскрутку, да есть и другие факторы). Чем меньше народу платит - тем меньше редкие заплатившие заметны на фоне других игроков (хорошую броню можно передать и от старого халявщика молодому, и купить на честно и долго заработанные геоны те же камни). Значит, уже по второму кругу меньше интереса к покупке калкэша. А отсюда, к чему я собственно и веду, теряется интерес для халявщиков вроде меня, т.к. теперь моё время однообразной шинковки (неизбежно обусловленной полубесплатной экономической моделью) уже не имеет чёткой стоимостной ценности. То есть, нет интереса особенно вкалывать, если в конце ты достигнешь того же, что и твой друг, который играл лениво, и вы оба не сильно отстанете от друга №3, который вместо пива и чипсов всё это время покупал, как дурак геоны.
Вот такие впечатления...